Фактчек
Как государство гарантирует трудоустройство ветеранов СВО
18 декабря 2023 года на сайте российского издания ПРОФИЛЬ была опубликована статья под названием «Возвращение с фронта: какие перспективы трудоустройства у инвалидов боевых действий». Автор материала Мария Измайлова ссылается на статистику Минтруда, аналитики которого подсчитали, что в России 4,3 млн инвалидов трудоспособного возраста. При этом официально работает лишь 27% (1,1 млн человек). Как утверждается в статье, если бы трудились все, то среднегодовые темпы роста ВВП России на душу населения в 2018–2022 годах были бы выше на 0,5 процентного пункта (1,65% вместо фактических 1,15%).
Наша команда решила проверить информацию о том, что военнослужащие, получившие ранения при выполнении задач специальной военной операции (СВО), будут трудоустроены.

Мы изучили статистику трудоустройства инвалидов в России, проанализировали основные положения норм законодательства РФ в сфере трудоустройства инвалидов, проверили факт квотирования и трудоустройства в 2024-2025 гг.
Защитникам нужна защита
Согласно информации от председателя общественной организации «Защитники Отечества», заместителя министра обороны РФ Анны Цивилевой, которая приводится в статье, 36% бывших военных проявляют интерес к получению высшего образования, 22% – к среднему профессиональному образованию, а 18% – к дополнительной профессиональной подготовке (данные указаны в нашей диаграмме ниже).

Фонд смог помочь с трудоустройством 38% обращавшихся, в то время как остальные были зарегистрированы и для них продолжается процесс подбора вакансий.
Цивилева Анна Евгеньевна
Статс-секретарь – заместитель Министра обороны Российской Федерации
Эти данные свидетельствуют о значительной заинтересованности демобилизованных военнослужащих в повышении своей квалификации и адаптации к гражданской жизни. Фонд предпринимает активные усилия для удовлетворения этих потребностей, предлагая широкий спектр образовательных программ и содействуя в поиске подходящей работы. В дальнейшем планируется расширение сотрудничества с образовательными учреждениями и работодателями, чтобы увеличить процент трудоустроенных и обеспечить бывшим военнослужащим успешную интеграцию в общество. Особое внимание будет уделено индивидуальному подходу к каждому обратившемуся, с учетом его профессиональных навыков, интересов и личных обстоятельств.
Основные положения норм законодательства РФ в сфере трудоустройства инвалидов
В России проводится реформа в сфере реабилитации и занятости инвалидов с целью осуществления основных принципов Конвенции о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года и вступившей в силу 3 мая 2008 года:
Трудоустройство лиц с инвалидностью, согласно соглашению о трудоустройстве, указанному в пункте 2 части 6 данной статьи, должно происходить на территории субъекта Российской Федерации, в месте расположения работодателя или его филиала и представительств.
Работодатели освобождаются от выполнения обязательной квоты по приемам на работу инвалидов только в следующих случаях:

1) если работодатели представляют собой общественные объединения инвалидов;

2) в других случаях, определенных правительством Российской Федерации.

Рассмотрим Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В статье 21 этого закона указано, что вопросы, касающиеся «квотирования» для инвалидов, регулируются в соответствии с нормативными актами о занятости населения. Представим текущую ситуацию трудоустройства инвалидов в целом, без указания причин получения данного статуса, т.к. проблема занятости и трудоустройства данных граждан в современном обществе является не менее важной. Ниже мы приводим актуальные данные, размещенные на сайте Социального фонда России.
О квотах
На сегодняшний день государство уделяет особое внимание вопросу возвращения ветеранов к мирной жизни, а также их трудоустройства. В частности, это касается бойцов, которые получили инвалидность в ходе боевых действий.
В таблице представлены изменения, связанные с предоставлением квот:
Квотирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов является обязательным для всех предприятий со среднесписочной численностью работников более 35 чел. Число квотируемых рабочих мест должно составлять 2-4% от общего количества рабочих мест на предприятии.
Рассматривая сложившуюся структуру занятости инвалидов, можно отметить, что наибольшая их доля трудится в таких сферах, как сельское хозяйство, охота (30%), обрабатывающие производства (12%). Характерно, что среди населения в целом наибольшая часть работников заняты в торговле-16%, обрабатывающие производства- 14,5%, сфера транспорта и связи- (%, в сельском и лесном хозяйстве- только 6 % (табл.2).
С 20 ноября 2024 года вступила в силу новая редакция ст. 5.42 КоАП (Федеральный закон от 09.11.2024 № 382-ФЗ). С этой даты работодателя могут наказать за невыполнение квоты и за отказ в приёме на работу инвалида. Штраф составляет:

  • 20 000-30 000 рублей для должностных лиц;
  • 30 000-50 000 рублей на индивидуальных предпринимателей;
  • 50 000-100 000 рублей на юридические лица.

Кроме этого, следует обратить внимание на то, что ст. 5.42 КоАП РФ нет формулировки «немотивированный отказ». То есть теоретически работодателя могут привлечь к ответственности, даже если он не возьмёт на работу инвалида из-за его несоответствия квалификационным требованиям к должности.

Актуальность вопросов по трудоустройству и занятости инвалидов обуславливается важностью развития и совершенствования соответствующей правовой базы на региональном уровне. При администрациях в каждом муниципальном районе созданы межведомственные рабочие группы по содействию трудоустройству инвалидов, ежемесячно проходят заседания с приглашением работодателей, представителей медико-социальной экспертизы, центров занятости населения, учреждений образования.

Кроме этого, определён порядок взаимодействия и совместной работы органов службы занятости населения, образования и учреждений бюро медико-социальной экспертизы. Заключены соответствующие Соглашения, подписан порядок взаимодействия по улучшению профессиональной ориентации, профессионального обучения и трудоустройства инвалидов.
Заключение
Таким образом, изучение нормативно-правовой базы, анализ статистических данных, позволяет сделать вывод о том, что политика государства направлена на создание возможностей для ветеранов СВО реализовать себя в мирной жизни. Работодатели должны быть готовы к приобретению специализированного оборудования и приспособлений, которые сделают рабочий процесс более комфортным и доступным. В конечном счёте, именно комплексный подход к данной проблеме обеспечит устойчивое трудоустройство людей с ограниченными возможностями. Завершая все вышесказанное, можно сделать вывод, что анализируемое высказывание является «правдой».

АВТОРЫ
© Вера Кожина, Александр Аверин, Алена Манина.