Блогпост
Пальмовый след. Правда ли, что молочная отрасль всё чаще меняет сливочный жир на растительный?
Зачем вообще поднимать старый «пальмовый» вопрос?
14 мая 2025 года «Комсомольская правда» опубликовала статью Елены Аракелян «Слезаем с “пальмы”: Почему в России вновь объявили войну пальмовому маслу в продуктах». Автор обращает внимание, что снова всполохнули обсуждения темы замены молочного жира на пальмовое масло в продуктах. Мы решили проверить, действительно ли производители молочной продукции всё чаще заменяют молочный жир на растительный и как это отражается на потребителях.
Истоки масляных рек
Пальмовые растения если и водятся, в наших широтах, то отнюдь не в масштабах, подходящих для промышленного производства масла, поэтому не секрет, что большая часть уже готового продукта (пальмового масла) поступает к нам из-за рубежа. По сводке Роскачества, собравшей таможенные декларации последних лет, примерно 96 % всего пальмового масла мы получаем из Индонезии. Остаток разбит буквально «по копейкам»: около 1 % — поставки из Малайзии, из Нидерландов2% и Швеции 1%. «Пальмовый маршрут» в 99 случаях из 100 ведёт через Джакарту и Суматру — это Индонезия. Даже логистические штормы последних лет не сумели сбить с курса эту отлаженную географию.
Страны-импортеры пальмового масла в Россию по данным Роскачества
На логистическом горизонте — штиль, а объёмы импорта всё равно снижаются. Почему? Причинами падения являются:

1) Санкционное эмбарго, которое действует с 2022 года. Пусть в отношении именно пальмового масла никаких санкций пока нет, но общий фон неопределённости, удорожание расчётов, ограничение логистических маршрутов и снижение платёжеспособности импортеров замедляют даже те поставки, которым официально дан зелёный свет.

2) Подорожание фрахта через Красное море и удлинённая доставка из Индонезии. Несмотря на стабильный маршрут поставок из Индонезии и отсутствие прямых санкций на пальмовое масло, импорт снижается из-за косвенного давления: глобальных ограничений, роста логистических затрат, снижения платёжеспособности рынка.

Цена неопределённости
Для того, чтобы понять определяющий фактор снижения импорта пальмового масла с 2022 года, мы обратились к эксперту – кандидату экономических наук, доценту кафедры информационных технологий и инструментальных методов в экономике Института экономики ННГУ Анне Абросимовой. По её мнению, главный фактор — сложность платежей и ограниченный спрос на импорт, а основное подорожание пальмового масла для российского покупателя было связано именно с косвенными ограничениями — банковскими, страховыми и логистическими, а не с прямыми запретами на импорт:
«Косвенные ограничения, связанные с санкциями, увеличили конечную стоимость пальмового масла для российских импортеров ориентировочно на 15–25% в сравнении с ситуацией до 2022 года, хотя оценки по конкретным категориям варьируются внутри этого диапазона. Наименьший вклад внес прямой рост мировых цен: глобальные рынки в 2025 году были достаточно волатильны, но базовая цена исходного сырья не росла столь резко, как сопутствующие расходы на транзакции. ​
Для обычного российского потребителя это выразилось в удорожании продукции, входящей в ассортимент, а производители — особенно в масложировом и кондитерском сегментах — столкнулись с ростом себестоимости вплоть до 20% относительно докризисного уровня. На часть этой надбавки наложился и акциз, что дополнительно увеличило розничную стоимость на несколько процентов​».
Сколько вешать в граммах?
Количество поставок снижается, но не прекращается, сколько же пальмового масла в натуральном выражении «вливается» в Россию? В статье Елены Аракелян мы находим информацию о том, что  в 2024 году в России был зафиксирован рекордный минимум по поставкам пальмового масла за последние 10 лет, он составил 795 тысяч тонн. Но это не совсем так, давайте разбираться.

Обратимся к статистике. В научной статье «Импорт пальмового масла в Россию, тенденции и перспективы», автор Панишко М.Н. проводит обширный анализ и представляет такие результаты. В 2014 году в Россию было ввезено 748 тонн пальмового масла. Начиная с 2015 года, импорт увеличивается и к 2019 составляет уже 1061 тонну.

Получается, что на протяжении долгого времени импорт пальмового масла вовсе на снижался, а наоборот рос. Курс на снижения импорта Россия взяла в 2022 году, так и доплыли до заветной цифры в 795 тысяч тонн к 2024 году. Но будет лукавством не отметить, что всё это не минимальный показатель за 10 лет, ведь 748 тысяч тонн в 2014 году явно меньше 795 тысячи тонн в 2024 году, так что до минимального показателя еще не дотянули. Но сравнивая с показателями импорта 2015 -2019гг., конечно, можно отметить прогресс.

Динамика импорта пальмового масла в Росиию за 2014 – 2019 гг по данным научных исследований Панишко М.Н.

Где «оседает» то, что всё‑таки ввозят?
На этот вопрос в материале «Известий» ответил председатель комитета Государственной Думы по аграрным вопросам Владимир Кашин. Распределение выглядит так: 30% забирает кондитерская отрасль, 25% уходит на фастфуд, 15% отводиться хлебобулочной промышленности, из оставшейся доли, а это 30%, производят молочную продукцию, масло, маргарин, спреды.

Распределение пальмового масла по отраслям

Подмены в молочке: динамика на полке
Роскачество, Россельхознадзор и Роспотребнадзор регулярно проводят контроль качества продуктов и отслеживают наличие пальмового масла. Например, Роскачество отмечало, что в 2022 году показатель фальсифицированной молочной продукции снизился и составил 12,8%, в сравнении с 2018 годом, когда он составлял 16,1%.

Но что дальше? Есть динамика? Динамика есть, но, похоже, она негативная. Так Россельхознадзор сообщил, что в 2024 году доля фальсифицированных молочных товаров составила 13,09%, в то время, как в 2023 году она составляла 12,04%.
А теперь наглядно: 2022 год – 12,8%, 2023 год – 12,04%, 2024 год – 13,09%.

Доля фальсифицированных молочных товаров за 2022, 2023, 2024 гг. в процентном соотношении (по данным Россельхознадзора)

Так мы можем наблюдать корреляцию. В 2022 году в России решают подсушить реки пальмового масла и снижают количество импорта, Допустим, эффект пролонгируется и на 2023 год, и доля фальсифицированной продукции также незначительно снижается – на 0,4%. Но к 2024 году она возрастает на 1,05%.

В этой точке становиться понятно, почему вновь возникает вопрос «продолжают ли производители молочных продуктов заменять молочный жир на пальмовое масло?»

В сводках новостей и отчетах всё тех же вышеупомянутых надзоров продолжают появляться «истории преступлений».
В феврале 2025 года у 14 российских производителей молочной продукции обнаруживают фальсификат. В статье Елены Аракелян мы также находим сведения о масштабных поставках фальсификата в социальные учреждения (детские сады, школы, больницы).

Руководитель центра международного агробизнеса и продовольственной безопасности Российской академии народного хозяйства (РАНХиГС) Анатолий Тихонов при этом пытается успокоить граждан и заявляет, что ситуация наоборот идет на улучшение и это не рост фальсификата, а улучшение показателей ведомств, ответственных за проверку продукции. Показатели эти возросли не сами собой, а благодаря внедрению систем искусственного интеллекта в процесс оценки качества.

Возможно, так и есть, но следы масла просто так не скрыть, и в инфополе они продолжают оставлять свои отпечатки.
Парадокс фальсификации
Противоречивая статистика: контроль улучшается, но нарушения сохраняются. Чтобы разобраться, мы обратились к эксперту Анне Абросимовой. Она считает, что можно говорить о комплексном факторе: и давление на производителей, и совершенствование контроля Россельхознадзора повлияли на рост зарегистрированной доли фальсификата.
«Экономически рост доли «фальсифицированной» продукции объясняется давлением снижающегося уровня доходов населения, которое вынуждено искать дешевые аналоги натуральных продуктов. Эксперты отмечают, что работа контроля способствует постепенному «обелению» рынка. Однако при сохраняющемся росте себестоимости сырья давление на производителей усиливается. Производители, в свою очередь, играют на спросе, снижая себестоимость за счет растительных жиров, но при этом порой нарушают законодательство о маркировке, что ведет к парадоксу: добросовестные производители подвергаются рискам из-за жестких стандартов, а часть рынка пытается удовлетворить спрос на доступные продукты любыми способами»​.
Почему производители продолжают кататься в пальмовом масле?
Ответ, прост и прозаичен, достаточно заглянуть в бухгалтерию. Вот, например, цены на российском агропромышленном сервере, где многие производители закупают продукцию. Мы видим, что пальмовое масло можно закупить по цене от 38 рублей за килограмм. 
Самый дорогой товар в этой категории – пальмовое масло за 420 рублей за килограмм.
А вот цена сливочного масла в среднем составляет 500 – 600 рублей за килограмм.
Разрыв до десяти раз. Деньги остаются главным драйвером. Пока «пальма» вчетверо‑впятеро дешевле сливочного жира, соблазн будет жить.

Но что, если полностью отказаться от этого дешевого сырья? Мы спросили нашего эксперта, к каким последствиям может привести такое решение.
Кандидат экономических наук Анна Абросимова комментирует:
«Полное «осушение пальмовых рек» без готовой альтернативы несет существенные риски для российского потребительского рынка, особенно для социально значимых продуктов — кондитерских изделий, хлебобулочных товаров и сыров. Заместители (какао-масло, сливочное масло, кокосовое масло) в 4-8 раз дороже пальмового, что сделает продукцию недоступной для многих потребителей и уронит конкурентоспособность отечественных производителей.
По оценкам экспертов, это может вызвать резкий рост цен на готовые продукты массового потребления на 15–20% и выше, что затронет бюджет большинства потребителей и социально уязвимые группы населения.
Экономически жизнеспособной и масштабной альтернативы пальмовому маслу как дешевому наполнителю пока не существует. Однако в России в последние годы ведутся разработки нового гибрида подсолнечника с повышенным содержанием стеариновой кислоты, дающего масло, близкое по свойствам к пальмовому. А также органические и биотехнологические жиры, которые могут частично заменить пальмовое масло в специализированных продуктах, но остаются значительно дороже и менее массовыми».
Как отвечает государство
А государство принимает меры. Даже если они не смогут полностью осушить пальмово – масляные реки, то по крайней мере, направят их в прозрачное русло — с честной маркировкой, раздельной выкладкой и строгим контролем, чтобы потребитель сам делал осознанный выбор.
Анна Абросимова подтверждает:
«Использование пальмового масла – это симптом системного кризиса в молочной отрасли, вызванного её слабой маржинальностью и вызовами конкурентоспособности. Решение требует системной государственной поддержки и технологического обновления для снижения зависимости от дешевых растительных жиров».
Как экономически эффективнее бороться с фальсификатом?
— Через создание прозрачных правил игры, таких как четкая и понятная маркировка (например, системы «продуктов-светофоров» и цифровой маркировки «Честный знак»), не только ужесточением наказаний (рейдами и штрафами). Системы прозрачной маркировки в России уже доказали свою эффективность: по данным ФНС и Минпромторга, благодаря маркировке с 2019 по 2024 годы с рынка было выведено и заблокировано более 240 млн единиц молочной продукции с признаками фальсификата. При этом экономический эффект маркировки для бюджета и бизнеса оценивается в сотни миллиардов рублей за счет «обеления» рынка и снижения теневого оборота при минимальных добавочных издержках (маркировка составляет менее 1% в себестоимости) ​».
Финальный вердикт
Итог: действительно ли возвращается пальмовое масло?
Пальмовое масло никогда полностью не уходило — но и возвращением в полном смысле этого слова текущую ситуацию назвать нельзя. Импорт действительно снижается с 2022 года (795 тыс. тонн в 2024-м против более 1 млн тонн в пиковые годы), но всё же остаётся высоким и не достиг исторических минимумов. То есть, несмотря на внешнеполитическое давление и удорожание логистики, «пальмовые реки» продолжают течь — пусть и более узким руслом.

Верно ли изначальное утверждение, что молочная отрасль всё чаще меняет сливочный жир на растительный?
Скорее нет, чем да. Массовой тенденции к увеличению подмен в последние годы не зафиксировано. Наоборот, в 2022–2023 годах доля фальсификата снижалась. Но уже в 2024 году произошёл небольшой рост (с 12,04% до 13,09%), а всплеск случаев в 2025 году, включая фальсификат в социальном питании, заставляет насторожиться. Это не доказывает системный рост заменителя, но указывает на локальные нарушения.

Заключение:
Нет, массовой подмены сливочного жира на пальмовый всё чаще не происходит. Однако пальмовое масло по-прежнему активно используется в разных отраслях, включая долю в молочной продукции. Периодические всплески фальсификата — скорее результат слабого контроля на местах, чем политики отрасли в целом. Повышенное внимание к теме в медиа обусловлено сочетанием экономических факторов (цена), вспышек скандалов и усилившегося государственного контроля. Поэтому поднимать «пальмовый» вопрос вновь — не паника, а разумная профилактика.
Каково будущее?
Кандидат экономических наук Анна Абросимова считает, что комплексный подход, сочетающий рост доходов, инновации и господдержку, сможет изменить ситуацию и будет эффективен для достижения устойчивого развития молочной отрасли. Каждый фактор важен и дополняет остальные, однако без роста доходов и технологий эффект поддержки государства будет ограниченным.
«Рост доходов населения и спроса на дорогую молочную продукцию стимулирует производителей к наращиванию производства натуральной молочной продукции и снижает долю дешевых заменителей, меняя структуру рынка в пользу дорогих сегментов.​ Технологический прорыв может в перспективе предложить более качественные и дешевые заменители пальмового масла и растительных жиров, а протекционистские меры государства — субсидии, льготное кредитование, компенсация капитальных затрат — помогают укрепить отечественных молочных производителей, увеличить самообеспеченность и стимулировать модернизацию отрасли».
— Оправданно ли общественное внимание к проблеме?
— Общественное внимание и медийное освещение темы способствует усилению контроля и информированности, однако при отсутствии альтернатив приводит к риску роста цен и социального недовольства. Эффективная коммуникация должна быть основана на балансе фактов, экономической целесообразности и потребительских интересах, избегая односторонних упрощений и истерии. ​ Главная задача – сформировать более осознанный спрос потребителей и здоровый общественный и регуляторный контроль, что требует объективности и профессионализма во избежание избыточной поляризации.
Авторы: Екатерина Мосина, Ульяна Оболенская, Егор Саранцев, Анна Кунёва.